Государственное управление, понятие и источники административного права, механизм административно-правового регулирования, субъекты административного права, формы и методы государственного управления — это те значимые вопросы, которые имеют общее значение для всего курса административного права.
Темой нашего разговора выступает особенная часть. Она представляет собой совокупность административно-правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в конкретных сферах и отраслях государственного управления.
Указанные правовые нормы конкретизированы в определенных сферах и отраслях управления.
Сфера управления — исполнительно-распорядительная деятельность государства по решению вопросов общего, надведомственного характера.
Выделяют следующие сферы управления:
- Управление экономикой.
- Управление социально-культурной сферой.
- Административно-политическое строительство.
- Межотраслевое управление.
Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, Совет Министров (правительство) республики в составе РФ, мэрии, администрации в других субъектах РФ).
Отрасль государственного управления. в ней организуется управление предприятиями, учреждениями, организациями, которые связаны между собой одной задачей и функционируют в той или иной области государственного управления.
Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Возглавляется единоначально министром, входящим в Правительство РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Государственный комитет РФ — федеральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным в его ведение, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет указанный орган председатель. Аналогичные полномочия предоставлены федеральным комиссиям.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ, РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор); российское агентство — генеральный директор; федеральный надзор России — начальник федерального надзора.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению председателя Правительства РФ.
Положение об этих органах утверждается Правительством России (Положение о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, утверждается Президентом РФ).
Председатели государственных комитетов РФ, федеральных комиссий, руководители (директоры) федеральных служб, федеральных надзоров России, а также их заместители утверждаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ (то же правило распространяется на заместителей федеральных министров). Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются и освобождаются от должности в особо установленном порядке.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов исполнительной власти, назначение и освобождение от должности руководителей осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Содержание территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на государственное управление, кроме территориальных органов, финансируемых по другим статья бюджета.
при изучении данного вопроса необходимо обращать внимание на предметы ведения и полномочия органов исполнительной власти РФ, а также на полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
ВЫВОД. В условиях проводимых в России преобразований (в политической, экономической и социальной сферах) пересматривается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.