Под методами обычно понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Это относится и к государственному управлению.
Черты методов управления
- Данные методы выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
- Указанные методы используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. В этом — отличие от методов правового регулирования;
- Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);
- В данных методах находит выражение государственный интерес, управляющая воля государства.
- Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения.
- Выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но, прежде всего, — от особенностей объекта управления.
Чтобы органы исполнительной власти могли успешно выполнять свои задачи и функции, каждый орган управления и их система в целом должны быть определенным образом организованы. Вместе с тем, аппарат создается, чтобы действовать и выполнять определенные задачи и функции. Методы его деятельности и составляют методы управления.
Методы управления:
а) наблюдение — пассивный метод деятельности органов управления. Он способствует узнаванию положения дел на объекте и дает возможность правильно его оценивать;
б) контроль — “слежение” за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления. В этом случае пассивное наблюдение сменяется активными действиями;
в) разработка мер — активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством.
Указанные методы неразрывно связаны друг с другом и последовательно применяются полномочными органами и должностными лицами в зависимости от достижения поставленных целей управленческой деятельности.
г) методы прямого и косвенного воздействия:
- административные — способы, приемы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан и должностных лиц со стороны органов государственного управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа;
- экономические — также способы, приемы воздействия на лиц, но через косвенное воздействие, заинтересованность управляемых (создание благоприятных условий для работы, премирование, определение минимального, среднего и максимального должностного оклада и т.д.).
д) убеждение и принуждение:
- убеждение — способ воздействия на сознание управляемых, а через него — на их поведение. Цель — добровольное исполнение и соблюдение установленных норм. Реализуется через проведение воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия;
- принуждение — вспомогательный метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения. Осуществление власти предполагает подчинение ее велениям, т.е. не всегда по желанию того, кто подчиняется. Для этого и используется административное принуждение.
Данный способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных или административных взысканий, он располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия. Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на группы (меры):
- Административно-предупредительные. Они применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества вводятся указанные меры принуждения (введение карантина, проверка документов, реквизиция, административное задержание и т.д.), цель которых — предупредить опасность.
- Административно-пресекательные применяются для пресечения правонарушений, уже совершившихся. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.
В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т.д.
- Административные взыскания являются мерой административной ответственности. Перечень административных взысканий, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях (административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов (ст. 239 КоАП РСФСР).
Таким образом, указанные методы управления в своей совокупности, воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.
Форма государственного управления
- Форма государственного управления — это внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.
- Формы государственного управления делятся на неправовые и правовые; предпочтение отдается последним, т.к. путем их реализации осуществляются основные функции органов управления.
- Издание правовых актов является основным видом реализации правовых форм государственного управления.
- Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.