Содержание государственного контроля в Российской Федерации

В современных условиях государственный контроль не является исключительной прерогативой одного лидера (диктатора), в него вовлекается все большее количество субъектов, что в полной мере отвечает концепции административной реформы, которая проводится в нашей стране. Это находит выражение, прежде всего, в реформировании системы государственных органов, а также в обновлении широкого круга нормативных правовых актов, определяющих полномочия соответствующих субъектов государственного контроля.

Рассмотрение правовой основы государственного контроля в России следует, очевидно, начинать с анализа Конституции страны. Так, в пункте “а” ст. 71 говорится об осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов, что относится к ведению Российской Федерации. В развитие этого можно привести положения ст.11 Конституции, которая определяет соответствующий круг органов государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Перечисленные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением федеральных законов. Первым в числе контролирующих субъектов находится Президент страны, который, согласно ст. 80 Конституции, является также главой государства. Его деятельность, как и иных субъектов, осуществляется на основе законодательства страны, которое носит как административно-управленческий, так и финансовый характер. Следует подчеркнуть, что многие федеральные законы, например по вопросам государственного бюджета, имеют финансовый характер. За реализацией их положений требуется контроль госорганов, наделенных полномочиями по осуществлению финансового контроля. Для решения таких задач в ст. 101 (п. 5) Конституции установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Таким образом, в данной норме речь идет о создании федерального государственного органа, в функции которого входило бы осуществление только финансового государственного контроля.

В целях исполнения требований названной конституционной нормы 11 января 1995 г. за № 4-ФЗ принят Федеральный закон РФ “О Счетной палате РФ”. В соответствии с законодательными полномочиями Счетная палата РФ является ведущим государственным финансовым контрольным органом страны. Кроме того, данный орган — единственный контрольный орган, строящий свою деятельность на основе федерального закона. В этой связи Федеральный закон “О Счетной палате РФ” во многом можно рассматривать в качестве базового закона о финансовом контроле в России.

Итак, в Конституции РФ, предусмотрены, хотя и в общем плане, два основных вида государственного контроля: административный и финансовый. Бытующее мнение среди контролеров-практиков и некоторых ученых об отсутствии в Конституции РФ норм, предусматривающих осуществление госконтроля и его виды, в этой связи считаем ошибочным.

С принятием ряда федеральных законов определились органы государственной власти, осуществляющие внешний (надведомственный) контроль. Например, в ст. 23 Федерального закона “Об органах Федеральной службы безопасности РФ”, в ст. 20 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” установлено, что субъектами государственного контроля являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Названные органы соответственно осуществляют президентский, парламентский и правительственный контроль.



Ссылка на основную публикацию