Всякий контроль обычно ассоциируется со слежением, наблюдением за поведением контролируемого предмета, вещи, процесса. По содержанию и сути контроль — явление гораздо более емкое, сложное и многоаспектное. Выступая в качестве процесса, в наиболее глубоком, сущностном понимании контроль — это обеспечение достижения ожидаемых результатов. Учет данного положения важен, ибо не позволяет превратить контроль в самоцель и препятствует перерастанию его в явление, совершенно оторванное от своего непосредственного назначения (контроль ради контроля).
Сущность государственного контроля
Сущность государственного контроля заключается в обеспечении государством достижения результатов по оказанию воздействия на общество в целом, органы, учреждения и организации, а также население и отдельных граждан, в организации такого воздействия, а его основной целью выступает полное недопущение или, по крайней мере, реально — максимально возможное предотвращение неблагоприятных социальных процессов и явлений. Если контроль превращается лишь в фиксацию (пусть и хорошо осуществляемую) чего-либо, он утрачивает свою основу и, по существу, таковым уже не является. В подобных случаях можно уверенно говорить о том, что соответствующая функция попросту не реализуется и общество начинает развиваться хаотично либо на смену государства приходит иной субъект управляющего воздействия.
Усиление государственного контроля
Усиление государственного контроля — обстоятельство, обусловленное многими факторами объективного и субъективного характера, в том числе потребностями решения комплекса актуальных проблем политического и социально-экономического характера. Ведь такой контроль прямо и непосредственно вытекает из существа государственной власти. Он выступает не просто совокупностью разного рода мер, а сложной системой, которая включает в себя широкий круг действий, непосредственно реализующих принципы и предписания и воплощающих их в действительность. Содержание государственного контроля в значительной мере обусловлено местом и ролью государства в обществе, которое выступает обладателем особой, государственной власти, т. е. волевого авторитарного выражения интересов субъекта собственности, проявляющееся в организации социального управления. Результаты контроля могут выражаться по-разному. Как юридически значимая деятельность это может быть принятие (отмена) законодательного акта; признание законодательного или иного нормативного правового акта либо решения недействительным; отказ в регистрации нормативного акта (в отношении нормативных правовых актов, требующих такового); выражение вотума недоверия, освобождение от должности, признание принятого решения незаконным и принятие мер по восстановлению ущемленных интересов и пр. Отклонение между целями и результатами контроля может быть вызвано противоречивостью политических, экономических, социальных и иных факторов (объективных и субъективных, материальных и идеальных) в процессе осуществления контроля; расхождением интересов государства и государственного аппарата; недостижимостью цели ввиду ее объективной иллюзорности (попытка решить экономические проблемы сугубо правовыми средствами, переложить достижение целей с плеч государства на иные, в том числе и негосударственные образования), отсутствием условий, в том числе и экономических, для осуществления контроля; нежеланием достичь необходимые результаты и пр.
Стратегически и тактически использование тех или иных форм контроля может выглядеть по-разному: как опережающее, превентивное воздействие, в чем проявляется активная роль государства по обеспечению безопасности всех сфер общественной жизни в сложнейших социально-экономических условиях, либо быть пассивной, а соответствующие функции реализовываться в режиме “поиска оптимального решения”. Во многом это зависит от субъектов, осуществляющих государственный контроль, а также содержания приданных им полномочий в соответствующей сфере управления.