Уважаемый Константин Борисович! Уважаемые члены Коллегии и присутствующие!

                В первом полугодии текущего 2007 года произошли две крупные аварии на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие жизни 149человек.

            Аварии с трагическими последствиями, подобные «Ульяновской» и «Юбилейной», происходят в ***е с периодичностью один раз в три года.

            За период с 2002 по 2006 год в угольной отрасли ***а погибло 350 человек, или в среднем по 70 горняков в год. При этом наименьшее число жертв – 43, приходится на 2002, а наибольшее – 115 – на 2004 год и в текущем 2007 году – 152.

           Такой разброс связан, в первую очередь, с количеством и масштабами аварий, происходящих на угольных шахтах. И главным образом связанными – со взрывами метана и угольной пыли в подземных горных выработках.

           Управление до 2007 года принимало меры по снижению аварийности и травматизма, что привело к положительным результатам. Так, в 2005 году число травмированных, по сравнению с 2004 годом было снижено на 383 случая, в том числе смертельных на 41 случай. В 2006 году по сравнению с 2005 соответственно на 265 и 27 случаев, в целом, за последние 10 лет, общее количество несчастных случаев снизилось на 70 процентов, а смертельных на 65 процентов.

            При анализе обстоятельств аварий и несчастных случаев создается впечатление, что причины каждого такого происшествия индивидуальны, отличны друг от друга.

            В одном случае – это ошибки проектировщиков, в другом – неверные решения специалистов, в третьем – нарушение технологии ведения работ или требований безопасности рядовыми работниками, в четвертом – неблагоприятное стечение непредвиденных обстоятельств и тому подобное.

            Но это только на первый взгляд. Все эти события являются следствием неблагополучного состояния всей системы обеспечения безопасных условий труда, как на отдельных предприятиях, так и в регионе в целом, что было подтверждено проверками, проведенными на шахтах ***а после аварий происшедших на шахтах в 2007 году.

          Обеспечить безопасную и безаварийную работу шахт в таких условиях можно только благодаря принятию действенных профилактических мер и неукоснительному соблюдению требований безопасности, как руководителями различных уровней, так и рядовыми работниками.

           В связи с аварией на шахте «Ульяновская», по распоряжению Управления горного надзора было проверено состояние промышленной безопасности на горных предприятиях. По результатам проверки выдано около 300 предписаний,  об устранении более 1700 нарушений требований законодательных и нормативных актов.

            За нарушения требований законодательства привлечено к административной ответственности в виде штрафа 178 должных и 17 юридических лиц на сумму более 1 миллиона  рублей.

           Осуществлено 38 административных приостановок ведения горных работ и работы отдельного оборудования.

           Во исполнение Постановления Коллегии Федеральной службы Управлением в июле текущего года была проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий на шахтах Угольной компании «Юж***уголь».

           В ходе проверки было выявлено более 120 нарушений требований законодательства, нормативных актов и не соблюдения лицензионных требований и условий, 23 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму более 60 тысяч рублей.

          Угольной компании был выдан соответствующий Акт – предписание, обязывающий устранить в месячный срок выявленные нарушения.  После получения от компании уведомления об устранении нарушений, были проведены контрольные проверки, по результатам которых шахтам было разрешено продолжить осуществлять производственную деятельность Федеральной службой.    

 

В соответствии с решением Коллегии от 22 мая 2007 года (постановление  № 2) Управлением были проведены проверки угольных предприятий на предмет их соответствия требованиям Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ и соблюдение ими норм и правил безопасности ведения горных работ.    

В ходе проверки было обследовано 63 шахты и 64 разреза. По результатам обследований выдано 851 предписание об устранении более 3500 нарушений требований действующих правил и норм. Административному запрещению ведения горных работ подверглось 4 шахты, 1 подготовительный и 1очистной забой и 20 единиц горно-шахтного оборудования.

За нарушения законодательства по промышленной безопасности административному наказанию в виде штрафа подвергнуто 14 юридических лиц на сумму 330 тысяч рублей и 250 должностных лиц на общую сумму 514 тысяч рублей, передано 3 материала в следственные органы.

 

           Во исполнение распоряжения Федеральной службы Управлением в июле текущего года проведена комплексная проверка соблюдения требований промышленной безопасности и лицензионных требований и условий на шахтах Угольной компании «***уголь».

          В ходе проверки было проведено 42 обследования, выявлено и предписано к устранению более 200 нарушений  требований законодательства, нормативных актов и не соблюдения лицензионных требований и условий. Оштрафовано 24 должностных лица на сумму 52 тысячи рублей.

          Угольной компании был выдан соответствующий Акт – предписание, обязывающий устранить в месячный срок выявленные нарушения.  После получения от компании уведомления об устранении нарушений, и проведенной контрольной проверки, шахтам было разрешено осуществлять производственную деятельность.

        С целью снижения аварийности и травматизма на подконтрольных предприятиях Управление ужесточило меры административного воздействия на нарушителей требований промышленной безопасности. В Управлении выработана система применения административных наказаний, которая предусматривает в зависимости от характера выявленных нарушений:

— наложение административного штрафа на юридических и должностных лиц;

— административную приостановку деятельности опасного производственного объекта с предшествующей процедурой временной приостановки;

— приостановку действия лицензий на виды деятельности. 

             Инспекторы угольного надзора активно используют права представленные им Кодексом об административных правонарушениях. За нарушения законодательства и невыполнение требований безопасности работниками Управления в 2006 году применено 69  временных административных запретов деятельности, более 3 тысяч  административных наказаний в виде штрафа, на  сумму около 8 млн. рублей, в том числе:

— на  75 юридических лиц, на сумму 2 миллиона рублей;

— на 3 тысячи должностных лиц, на сумму 6 миллионов рублей.

          За 9 месяцев текущего 2007 года применено около 4 тысяч административных наказаний, в том числе:

— привлечено к административной ответственности около 3 тысяч юридических и должностных лиц, с которых взыскано штрафов на сумму более 7,5 млн. рублей.

—  применено 118  временных административных запретов деятельности объектов и производств.

        В настоящее время административная приостановка через суд является самой действенной и надолго запоминающейся процедурой наказания. Хочу отметить, что суды в настоящее время оказывают понимание в этом вопросе и принимают адекватные решения.

        Учитывая, что величина административного штрафа за нарушения требований безопасности несоизмеримо мала, по сравнению с заработной платой первых руководителей предприятий, и штраф не является для них эффективной мерой воздействия, Управление намерено в дальнейшем активней применять меру административного наказания в виде дисквалификации руководителей.

            В марте текущего года за допущенные аварии и групповые несчастные случаи, не выполнение законных предписаний должностных лиц Управления и мероприятий по устранению нарушений, выявленных комиссиями по расследованию, были подготовлены 2 административных дела на дисквалификацию должностных лиц, в отношении генерального директора Угольной компании «***уголь» Тихонова С.Ф. и директора шахты  «имени Дзержинского» Черевиченко В.И., которые после этого уволились с предприятий  и суд, по этой причине, не состоялся.

          В настоящее время идет производство дела в отношении руководителя  разреза «Корчакольский», не выполнившего законные требования надзорных органов, связанного с подработкой федеральной дороги *** – Бийск.

          Нами принято решение, в отношении юридических лиц, за несоблюдение требований безопасности и не осуществление должного производственного контроля  более широко возбуждать дела по административной приостановке действия и изъятия лицензий на виды деятельности, и такая практика у нас уже есть.

         С начала текущего года приостанавливалось действие лицензий на виды деятельности на 4 шахтах Угольной компании «***уголь».

          Высокая аварийность и смертельный травматизм, обусловили необходимость повысить требовательность к государственным служащим Управления. Установлен контроль за качеством работы горнотехнических отделов. Приняты меры по повышению персональной ответственности инспекторов за качество надзора на горных предприятиях.

            По каждому выявленному факту, не надлежащего исполнения служащими должностных обязанностей или нарушения служебной дисциплины, проводятся служебные проверки.

            С начала текущего года проведена проверка работы 3 горнотехнических отделов: Междуреченского, Куйбышевского и ***ого, в части влияния отделов на состояние аварийности и травматизма на подконтрольных предприятиях и исполнения служащими своих должностных регламентов. По результатам проверок отстранены от занимаемой должности начальники Междуреченского и Куйбышевского горнотехнических отделов. На период служебной проверки в настоящее время отстранен от занимаемой должности начальник ***ого горнотехнического отдела.

      С начала года в отношении служащих проведено 28 служебных проверок, по результатам которых привлечено к различным видам ответственности 29 человек, в том числе: освобождены от занимаемой должности — 4 человека; уволены — 3;  объявлены: выговоры – 20-ти; замечания – 2-м.

        Во исполнение поручения Коллегии Ростехнадзора от 22 мая 2007 года для повышения квалификации инспекторов проведены совещания — семинары с инспекторским составом горного надзора, на которых рассмотрены актуальные проблемы надзора за ведением горных работ в соответствии с приказом Федеральной службы от 8 августа 2007 года № 544, а также взрывного дела и эксплуатации энерго — механического оборудования на шахтах.

         Управлением установлен жесткий контроль за выполнением мероприятий по результатам расследования аварий, происшедших на шахтах «Ульяновская и «Юбилейная».

        1. Определены все очистные и подготовительные забои на шахтах, в которых  должны проводиться мероприятия по дегазации угольных пластов, и установлен контроль по недопущению ввода в работу новых очистных и подготовительных забоев без предварительной дегазации пластов, где это необходимо выполнять.

         2. Установлен контроль за недопущением проектирования к отработке пластов угля без дегазации с природной газобильностью более 9,0 м3/т;

          3. При согласовании планов развития горных работ на 2007 год совместно с угольными компаниями будет рассмотрен дальнейший порядок развития горных работ на шахтах с привлечением соответствующих экспертов. Особое внимание будет уделено специальным методам и способам ведения горных работ, позволяющих предотвратить взрывы газа метана и угольной пыли.

       4. По состоянию на 01 ноября 2007 года за невыполнение мероприятий по дегазации угольных пластов остановлена работа очистных забоев на шахтах «Осинниковская», «Коксовая», «Ворошилова», «Красногорская», «Зиминка», «***ская», «Октябрьская».

        4. В настоящее время, Управление практически не дает ни каких разрешений на отступления от законодательства и нормативных документов и мы считаем, что это улучшило ситуацию в регионе.

 

          Учитывая, что на многих предприятиях здания и сооружения эксплуатируются более 30-40 лет, а также эксплуатируется морально и физически устаревшее оборудование и технические устройства. Управление уделяет большое внимание качеству проведения Экспертиз промышленной безопасности.

   В 2007 году Управление ужесточило требования к применению технических устройств с истекшим сроком эксплуатации. Установлен жесткий контроль за качеством проведения Экспертиз промышленной безопасности по техническим устройствам, зданиям и сооружениям.

             С 01 июля 2007 года Управлением не рассматриваются и не утверждаются экспертизы промышленной безопасности по угольной отрасли, проведенные экспертными организациями, не аккредитованными в Единой системе соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору.

            В результате чего значительно увеличилось количество аккредитованных экспертных организаций осуществляющих деятельность на территории ***ской области. По состоянию на 01.10.07г. из 48 экспертных  организаций аккредитованы — 22, по 8 документы на аккредитацию находятся на рассмотрении в Федеральной службе. Перед Управлением стоит задача добиться 100% аккредитации экспертных организаций, осуществляющих деятельность на территории ***ской области.

           Для установления контроля за работой экспертных организаций и их готовностью к проведению экспертиз, наступило время перейти от добровольной к обязательной аккредитации экспертных организаций.

            С сентября текущего года по инициативе МТУ и Управления в ***е создан и начал работать филиал АНО «НТЦ — Промышленная безопасность».

         Управлением большое внимание уделяется качеству проведения комплексных обследований подконтрольных предприятий.

          По указанию Федеральной службы и в соответствии с требованиями Межрегионального Управления по Сибирскому Федеральному округу в комплексных обследованиях предприятий участвуют все отделы Управления, объекты надзора которых имеются на предприятии.

       Предприятия обследуются по всем направлениям деятельности, находящимся в компетенции Управления. По результатам обследования составляется общий Акт- предписание, лица нарушившие требования законодательства и промышленной безопасности привлекаются к административной ответственности.

        Все это дало положительный результат, повысилось качество и объективность проверок,  со значительным увеличением административных штрафов.

         Для повышения качества проверок в декабре 2006г. Управление направило в прокуратуру ***ской области, Росприроднадзор и Комитет природных ресурсов «План комплексных проверок подконтрольных предприятий на 2007г.» с приглашением принять участие в проверках и  с июня текущего года прокуратура активно участвует в проводимых проверках. По результатам проверки шахты «Октябрьская» ОАО УК «СУЭК»в октябре месяце совместно с прокуратурой материалы переданы в суд, по которым принято решение о простановке шахты на 20 суток.

        Выполнение природоохранных программ контролируется с привлечением ***ского филиала «ЦЛАТИ по Сибирскому федеральному округу».

         После получения уведомления о выполнении выданного Акта – предписания проводятся контрольные проверки.

         Одной из причин высокой аварийности и смертельного травматизма на предприятиях является неудовлетворительная  организация и осуществление ведомственного производственного контроля.

          Основная причина не действенного ведомственного производственного контроля в том, что он находится в непосредственном подчинении у директора, а при существующих требованиях на предприятиях положительного результата ожидать не приходится.

            Поэтому, службы производственного контроля должны быть выведены из подчинения руководства предприятий, и стать структурным подразделением компании или собственника предприятия, который должен организовать их деятельность по принципу служб собственной безопасности (охраны) с соответствующей численностью и уровнем заработной платы. По рекомендации Управления такие службы созданы в Угольных компаниях «СУЭК», «Северсталь ресурс», «Сибирь —  Уголь», «Юж***уголь»,  «СДС – Уголь», «Евразруда», но их деятельность пока не достаточно эффективна, за исключением служб в Угольных компаний «Юж***уголь» и «Северсталь – Ресурс».

           Анализ мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию крупных аварий, происшедших за последние 10 лет на шахтах России показал, что ряд нормативных документов устарел и вошел в противоречие с современными условиями угледобычи.

             Производство горных работ в сложных и разнообразных горно-геологических условиях, при высоких нагрузках на забои, обусловили возникновение ряда проблем.

              Ранее над решением возникающих проблем в угольной отрасли работало около 10 отраслевых технологических институтов и институтов безопасности, в настоящее же время такие работы практически не ведутся.

           Решением Координационного Совета по развитию угольной промышленности охране труда, промышленной и экологической безопасности в ***ской области принято решение, для  быстрейшего устранения этого недостатка, за счет средств угольных компаний и предприятий, переработать ряд нормативных документов и разработать новые отвечающие современному уровню производства.

            Выполнить  эту работу поручено Фонду содействия Координационному Совету, который совместно с заинтересованными организациями определил наиболее остро стоящие проблемы и первоочередные документы, подлежащие корректировке и разработке. Разработана программа создания нормативных документов и проведен конкурс на выполнение этих работ. Организации, выигравшие конкурс, приступили к их разработке.

             Мы считаем, что в настоящее время в России нет научных организаций, готовых с нуля разработать подобные документы. Они должны создаваться коллективным трудом, где организатором должен быть Ростехнадзор, который должен провести эту работу в соответствии с Законом о техническом регулировании.

            Необходимо, чтобы новые документы трактовались однозначно и не позволяли получать различного рода отступления и согласования со стороны надзорных органов. Это будет способствовать безусловному их исполнению собственниками и работодателями и выведет из процедуры согласования территориальные органы и инспекторов.

            Для обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности на угольных предприятиях в настоящее время требуется принятие Федерального закона регламентирующего безопасность труда в угольной отрасли, совершенствование технологий и способов угледобычи, проведение организационных мероприятий по повышению профессиональных знаний и навыков и ответственности виновных независимо от того, кто они «руководитель» или «исполнитель».

              В целом мы считаем, что действующих Федеральных законов и нормативных актов достаточно для осуществления надзорной деятельности и безопасного производства горных работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector