ЗАЯВЛЕНИЕ о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании незонными действий госоргана

Ощепков Евгений Александрович, являющийся индивидуальным предпринимателем, является собственником земельного участка площадью 12999,95 кв.м., расположенного по адресу: г.***о, просп. Шахтеров, 8., с кадастровым номером 42:24:0401039:0724.

Заявитель получил выписку №4200/001/09-340640, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка заявителя составила 80 272 091,26 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 6 174,8 руб. за кв.м.).

При этом, ранее кадастровая стоимость указанного участка составляла 13 233 429,1 рублей (кадастровый план земельного участка от 14.09.2006г.), т.е. кадастровая стоимость участка была увеличена в несколько раз по сравнению предыдущей.

Ответственными за проведение государственной кадастровой оценки земли лицами являются Роснедвижимость и УФАКОН по КО (пункт 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее Правила)).

Между тем, указанные государственные органы нарушили процедуру кадастровой оценки земельного участка, что привело к установлению недостоверной кадастровой оценке земельного участка Заявителя и утверждения указанной оценки в постановлении Коллегии администрации ***ской области  от 27.11.2008г. «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов ***ской области» в части утверждения результатов кадастровой стоимости земельного участка Заявителя.

Нарушение соответствующей процедуры оценки земельного участка, установление недостоверной кадастровой оценки в сторону увеличения, нарушает права заявителя как налогоплательщика земельного налога, поскольку в соответствии счастью 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Согласно части 2 этой же статьи кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных частью 3 указанной статьи.

Согласно части 3 рассматриваемой статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее Правила).

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с пунктом 1 Правил осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Результаты государственной кадастровой оценки земель согласно пункту 10 Правил утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости согласно пункту 13 Правил осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пункт 11 Правил говорит о том, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение указанного пункта Правил Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом от 15.02.2007 N 39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, зарегистрированные в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9370.

Согласно подпункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Пункт 1.4 Методических указаний  устанавливает следующий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, а именно: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, а затем расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно подпункту 2.1.1 Методических указаний перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ. Согласно подпункту 2.1.2 этого же акта указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

Относительно расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 — 1.2.10 Методических указаний, к числу которых относится и участок, указанный в заявлении, в подпункте 2.2.1 Методических указаний сказано, что такой расчет осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: сначала определяется состав факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, затем сбор –  сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, и, наконец, построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Подпункт 2.2.5 Методических указаний устанавливает, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. При этом информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

В соответствии с подпунктом 2.2.6 Методических указаний для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели.

Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.

Согласно подпункту 2.2.7 Методических указаний, если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Если же построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом: сначала определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, а затем определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.

Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом (далее — Регламент), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее — Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости — Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 4 Регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

— подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

— формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

— утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

— определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;

— разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Регламента, в соответствии с которым:

 1. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее — предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления Отчета исполнителем работ.

2. В случае соответствия состава Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.

В случае если проверяемый Отчет составлен по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, такое же извещение в тот же срок направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

— о соответствии Отчета методическим указаниям;

— о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость согласно пункту 9.9 Регламента в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

В случае если проверенный Отчет составлен по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также представляется копия акта проверки.

Порядок внесение Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр регулируется пунктом 11 Регламента.

Анализ приведенных выше нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, процедура кадастровой оценки земельного участка состоит из нескольких этапов, в рамках каждого из которых территориальными управлениями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управлениями Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации) должны осуществляться юридически значимые действия. Не осуществление какого-либо из обозначенных в Административном регламенте действий будет свидетельствовать о нарушении Управлением процедуры кадастровой оценки земельных участков, в том числе, земельного участка, указанного в заявлении.

Во-вторых, расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости для каждой сформированной группы земельных участков. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.

Между тем, по поручению заявителя ООО «ТПП-Эксперт» была проведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724 составляет 7 300 000 рублей, то есть, государственная кадастровая  стоимость  многократно превышает рыночную стоимость, которая определена согласно отчёту независимого оценщика № 7/150.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Данная норма не является отсылочной и имеет непосредственное действие.

Согласно пунктам 5 и 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.02 № П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений (действовавшая на момент принятия решения от 26.12.06 № 448), в соответствии с которой расчет удельных показателей кадастровой стоимости земель основан на статистическом анализе рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.

Таким образом, размер удельных показателей кадастровой стоимости земель должен быть близок к их рыночной стоимости.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с вышеизложенными нормами, процедура оценки участков основывается на достоверной рыночной информации о стоимости земельных участков и их обороте, то многократное превышение кадастровой стоимости участка над рыночной свидетельствует об использовании недостоверных данных, нарушении процедуры и методики оценки. Указанное свидетельствует также и о недостоверности используемых при расчете кадастровой стоимости, статистических данных, в том числе данных о совершенных сделках в отношении аналогичных участков.

Данное обстоятельство означает внесение Управлением в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости, в том числе участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, что нарушает права и законные интересы Заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.

Соответственно, действия Управления нарушают права заявителя.

Системный анализ положений Административного регламента позволяет прийти к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной в установленном законом порядке только в случае безусловного соблюдения государственными органами всех административных процедур, включая проверку отчета.

Таким образом, Роснедвижимость осуществила ненадлежащую проверку отчета о кадастровой стоимости земельных участков ***ской области, включая спорный земельный участок заявителя.

Считаем также необходимым просить суд истребовать от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ко (650000, г. ***о, пр. Советский, 33) техническую документацию на спорный земельный участок (г. ***о, проспект Шахтеров, 8), отчет определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с целью проверки указанных документов на соответствие законодательству и соответствующей методики расчета кадастровой стоимости земельного участка..

На основании вышеизложенного и в соответствии со  статьями  197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

 

 

ПРОСИМ СУД:

 

Признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 площадью 5757 кв.м, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее – ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля») по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ***ской области (далее также – Управление Роснедвижимости по ***ской области), в размере 37715258,4 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6551,2 руб. за кв.м.;

 

 

 

1. Признать незаконными, как не соответствующими статьям 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, правилам проведения государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. №39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007г. №215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ***ской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г.***о, просп. Шахтеров, 8 в размере 80 272 091,26 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ***ской области по состоянию на 01.01.2007г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г.***о, просп. Шахтеров, 8 в размере 80 272 091,26 руб.

             Признать незаконными, как не соответствующими статьям 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, правилам проведения государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007г. №39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007г. №215, действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г.***о, просп. Шахтеров, 8  в размере 80 272 091,26 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей  проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ***ской области.

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ***ской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя, путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:0724, расположенного по адресу: г.***о, просп. Шахтеров, 8, в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации, статьей 65,66 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Истребовать от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ко (650000, г. ***о, пр. Советский, 33) техническую документацию на спорный земельный участок (г. ***о, проспект Шахтеров, 8), отчет определения кадастровой стоимости спорного земельного участка

Приложения

  1. Копия свидетельства о государственной регистрации права
  2. Копия кадастровой выписки о земельном участке от 11.12.2009г.
  3. Копия кадастровой выписки от 14.09.2009г.
  4. Копия свидетельства об ИП
  5. Копия технического паспорта
  6. Копия отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка
  7. Документ, подтверждающий уплату госпошлины
  8. Квитанции об отправке настоящего заявления заинтересованным лицам

 



Ссылка на основную публикацию