- Они, как правило, являются властеотношениями, построенными на началах “власть-подчинение”.
- Характер таких отношений предопределяется доминирующим положением одной из сторон — субъекта управления (управляющей стороны).
- Эти отношения складываются в сфере государственного управления. Обязанности и права участников административно-правовых отношений связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах.
- В указанных выше отношениях всегда имеется обязательная сторона — официальный и полномочный субъект исполнительной власти, без участия которого административно-правовые отношения не возникают.
- Они являются организационными, ибо организация — это не что иное, как устройство, упорядочение, объединение в единое целое. В конечном счете управление направлено на организацию совместной деятельности людей.
- Отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, возникают по инициативе любой из сторон, но они могут возникнуть и вопреки желанию или согласию второй стороны. Практически субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях действуют властно, а принимаемые ими решения приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны. (Однозначно сказать, что такого рода правоотношения возникают только “по приказу”, нельзя).
- При возникновении спора между сторонами административно-правовых отношений оценка правомерности оспариваемых решений (действий) — прерогатива только компетентного, специально уполномоченного органа или должностного лица, но в рамках несудебного (административного) порядка.
- Для административно-правовых отношений ответственность одной из сторон наступает непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа, а не перед второй стороной, что характерно для гражданско-правовых отношений.
Отношения в сфере государственного управления сами по себе не возникают, не изменяются и не прекращаются. Для этого необходимы определенные условия, которые в науке называются юридическими фактами. В качестве таковых могут быть:
- Действия — т.е. результат активного волеизъявления субъекта (зависит от его воли и сознания).
Они делятся на:
а) правомерные — соответствуют требованиям административно-правовых норм. В свою очередь правомерные действия подразделяются на:
- юридические акты — правомерные акты субъектов исполнительной власти, имеющие конкретного адресата. Их последствия выражаются в возникновении, изменении или прекращении административно-правового отношения;
- юридические поступки — действия без намерения породить юридические последствия, но возникающие в силу закона;
б) неправомерные — действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.
- События — явления, не зависимые от воли и сознания людей (смерть, стихийные бедствия и т.д.).