Особенности административно-правовых отношений

  1. Они, как правило, являются властеотношениями, построенными на началах “власть-подчинение”.
  2. Характер таких отношений предопределяется доминирующим положением одной из сторон — субъекта управления (управляющей стороны).
  3. Эти отношения складываются в сфере государственного управления. Обязанности и права участников административно-правовых отношений связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах.
  4. В указанных выше отношениях всегда имеется обязательная сторона — официальный и полномочный субъект исполнительной власти, без участия которого административно-правовые отношения не возникают.
  5. Они являются организационными, ибо организация — это не что иное, как устройство, упорядочение, объединение в единое целое. В конечном счете управление направлено на организацию совместной деятельности людей.
  6. Отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, возникают по инициативе любой из сторон, но они могут возникнуть и вопреки желанию или согласию второй стороны. Практически субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях действуют властно, а принимаемые ими решения приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны. (Однозначно сказать, что такого рода правоотношения возникают только “по приказу”, нельзя).
  7. При возникновении спора между сторонами административно-правовых отношений оценка правомерности оспариваемых решений (действий) — прерогатива только компетентного, специально уполномоченного органа или должностного лица, но в рамках несудебного (административного) порядка.
  8. Для административно-правовых отношений ответственность одной из сторон наступает непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа, а не перед второй стороной, что характерно для гражданско-правовых отношений.

Отношения в сфере государственного управления сами по себе не возникают, не изменяются и не прекращаются. Для этого необходимы определенные условия, которые в науке называются юридическими фактами. В качестве таковых могут быть:

  1. Действия — т.е. результат активного волеизъявления субъекта (зависит от его воли и сознания).

Они делятся на:

а) правомерные — соответствуют требованиям административно-правовых норм. В свою очередь правомерные действия подразделяются на:

  • юридические акты — правомерные акты субъектов исполнительной власти, имеющие конкретного адресата. Их последствия выражаются в возникновении, изменении или прекращении административно-правового отношения;
  • юридические поступки — действия без намерения породить юридические последствия, но возникающие в силу закона;

б) неправомерные — действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.

  1. События — явления, не зависимые от воли и сознания людей (смерть, стихийные бедствия и т.д.).

 



Ссылка на основную публикацию