Понятие, система и полномочия коллективных субъектов административного права

Коллективные субъекты характеризуются наличием нескольких лиц, объединенных между собой для решения общих задач. Как правило, им присваивается статус юридического лица. Рассмотрим отдельные группы коллективных субъектов административного права.

Органы государственного управления

В их систему входят:

а) органы исполнительной власти РФ:

  • Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей и членов правительства (федеральных министров);
  • министерства, которые возглавляются министрами и отличаются распространением полномочий. Министерства, как правило, относятся к одной отрасли, государственный комитет — к ряду отраслей (Министерство внутренних дел и государственный комитет по стандартизации);
  • иные федеральные органы исполнительной власти, государственный комитет, федеральная служба, российские агентства, федеральный надзор, федеральная комиссия.

б) органы исполнительной власти субъектов РФ.

Данные органы возглавляют Советы Министров, администрации, мэрии. В их структуру входят отделы, комитеты, управления, инспекции.

Конституцией РФ проведено разграничение полномочий между РФ и ее субъектами.

Органы местного самоуправления

Функционирование этих органов определяется Конституцией РФ, Законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, принятом 12.08.95 г. Этот закон устанавливает полномочия, виды органов местного самоуправления, определяет вопросы, отнесенные к ведению муниципальных органов образования. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. Они призваны решать задачи местного значения, такие как:

  • принятие и изменение устава;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • контроль за использованием земель;
  • охрана общественного порядка, содержание органов охраны общественного порядка;
  • местные финансы, местные налоги и сборы;
  • озеленение и благоустройство территории;
  • обеспечение населения и учреждений водо- газо- тепло- и энергоснабжением, канализацией и т.п.

В отличие от органов исполнительной власти органы местного самоуправления осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования; издаваемые ими акты общеобязательны только на подведомственной территории, и финансирование осуществляется из средств местного бюджета.

Общественные объединения

Общественное объединение — это добровольное формирование, образовавшееся в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.

Характерные черты общественных объединений:

1) образуются гражданами на добровольной основе;

2) не обладают государственно-властными полномочиями и не призваны субъектами правотворчества;

3) действуют от своего имени;

4) не преследуют коммерческою цель или извлечение прибыли.

Виды общественных объединений:

1) политические партии;

2) массовые движения;

3) профессиональные союзы;

4) женские, молодежные, ветеранские организации;

5) организации инвалидов;

6) научные, технические и иные добровольные общества;

7) творческие союзы;

8) землячества;

9) ассоциации.

Права общественных объединений закрепляются в уставах, имеющих реквизиты, предусмотренные нормативно-правовыми актами, государство регулирует деятельность общественных объединений лишь при необходимости обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан. Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов; характер подчинения или субординации не допускается.

Права общественных объединений:

  1. Участие в формировании органов государственной власти (сам порядок выборов).
  2. Участие в выработке решений органов государственной власти.
  3. Представление и защита законных интересов своих членов в общественных и государственных органах.

Вопросы, подлежащие государственному регулированию:

  1. Устав объединения регистрируется в государственном органе.
  2. Финансовые органы контролируют источники доходов, уплату налогов.
  3. Орган, зарегистрировавший устав, контролирует соблюдение устава относительно целей деятельности общественных объединений.
  4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов общественными объединениями.
  5. Ликвидация общественного объединения происходит на основании судебного решения.

Религиозные объединения

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью:

1) создание благоприятных условий для реализации гражданами данного права.

2) недопущение злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

Религиозные объединения в РФ отделены от государства. Это означает, что государство не вмешивается в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений.

Данные объединения образуются и действуют на основании своих уставов: не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий, однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, а также решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу и действующему законодательству.

Предприятия и учреждения

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, исполняющих экономические, социально-культурные и иные функции. В качестве таковых они являются субъектами управления.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера.

Осуществляют деятельность на основании ГК РФ.

Классификация предприятий:

1) в зависимости от видов собственности:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

2) в зависимости от принципа внутренней правовой организации:

  • полные товарищества;
  • товарищества с ограниченной ответственностью;
  • АО.

3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • строительные;
  • транспортные;
  • предприятия связи;
  • предприятия торговли;
  • жилищно-коммунальные предприятия.

В определенных случаях предприятия обязаны получать разрешение на занятие хозяйственной деятельностью.

Государственные предприятия

собственником таких предприятий является государство. К его ведению относится:

1) учреждение предприятий;

2) определение их профиля и дислокации;

3) утверждение устава;

4) управление ими;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей;

6) доведение в установленных случаях государственных заказов;

7) прекращение деятельности государственных предприятий.

Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. Трудовые коллективы обладают дополнительными полномочиями, связанными с утверждением и изменением устава, в определении условий контракта при найме руководителя.

Аналогичные особенности имеют муниципальные предприятия, а также предприятия, в имуществе которых вклад государства или местного органа составляет более 50%.

На базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий могут создаваться казенные заводы, фабрики, хозяйства. Для этого необходимо установить:

  • нецелевое использование предприятием выделенных федеральных средств;
  • отсутствие прибыли по итогам 2-х последних лет;
  • использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

Для казенных предприятий распространяются полномочия вышестоящих органов управления в большем объеме (обязательная отчетность предприятия по установленным формам, персональная ответственность руководителя, обязанность использования федеральных средств по целевому назначению, виды деятельности и порядок распределения прибыли; может быть изъято неиспользуемое ими либо используемое не по назначению имущество).

На государственные предприятия влияние государственных органов исполнительной власти является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью. Лица, образующие администрацию негосударственного предприятия, не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам. Государство не участвует в комплектовании  ее состава, это — прерогатива учредителей.

Основания для ликвидации:

1) признание банкротом;

2) принятие решения о запрете деятельности из-за невыполнения условий;

3) признание судом недействительными учредительных документов (ликвидируется с момента исключения из Государственного реестра).

Устав негосударственного предприятия утверждается учредителем, а государственных — учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие и учреждение подлежат государственной регистрации, т.е. данные вносятся в  Государственный реестр, а деятельность незарегистрированного предприятия или учреждения запрещается.

ВЫВОД. Круг субъектов административного права многообразен. Знание административно-правового статуса каждого их них позволит сотруднику ОВД правильно строить отношения с ними, соблюдая нормы, установленные законодательными актами в этой сфере.



Ссылка на основную публикацию