Судебный контроль в России

Судебный контроль (надзор) в России проводится федеральными судами общей юрисдикции. К ним в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” относятся Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Кроме Верховного суда РФ, к федеральным судам относятся Конституционный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Деятельность судов связана не только с отправлением правосудия, но и с его обеспечением. Обеспечение деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других арбитражных судов проводится Высшим Арбитражным судом РФ. Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ согласно ст. 30 Федерального Конституционного закона “О судебной системе в РФ”. Общие положения об организации деятельности Судебного департамента установлены в ст. 31 названного Закона, а более конкретно — в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 7 “О судебном департаменте при Верховном Суде РФ”. Так, в статье 1 этого Закона определено, что Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации является федеральным государственным органом.

Финансирование Конституционного суда РФ

Финансирование Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется из федерального бюджета (ст. 30 Закона “О судебной системе в РФ”). Порядок финансирования этих судов определен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. “О финансировании судов РФ”. Проведение финансового вневедомственного контроля за использованием бюджетных средств и порядком финансирования судов в названных законах не предусмотрено. Однако следует отметить, что административная и финансовая деятельность непосредственно не относится к судебному правосудию, что выступает основным критерием для выделения судов в самостоятельную ветвь власти.

Под организационным обеспечением соответствующих судов в Законе “О судебном департаменте при Верховном Суде РФ” понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого правосудия (ст. 2 этого Закона). Анализ установленных функций в названном Законе показывает, что Судебный департамент как орган не входит в систему судебной власти и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 Закона). Более того, в практической работе он реализует исполнительные функции. Данное положение является свидетельством обоснованности проведения финансового и административного вневедомственного контроля за деятельностью Судебного департамента.

Исходя из краткого анализа правовых основ деятельности судов и Судебного департамента при Верховном суде РФ, сделаем вывод: деятельность Судебного департамента не относится к правосудию, Департамент как государственный орган при Верховном суде РФ непосредственно не входит в систему судопроизводства. По реализуемым функциям он фактически относится к федеральным органам исполнительной власти, хотя и не включается в структуру Правительства РФ.

Итак, анализ действующих законов, регламентирующих деятельность различных судов, Судебного департамента при Верховном суде РФ, показывает, что осуществление административного и финансового вневедомственного контроля за обеспечением деятельности судов (не имеется в виду судопроизводство) не установлено. Данный правовой пробел целесообразно также устранить в федеральном законе “О государственном контроле в РФ”.



Ссылка на основную публикацию