Особенности административно-правовых норм

Эти нормы:

1) вторичны, т.е. производны от конституционных норм или норм законодательного характера. Следовательно, административно-правовые нормы носят подзаконный характер;

2) служат одним из юридических средств, которые придают действенность конституционным нормам;

3) придают тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямое действие;

4) регулируют отношения не только внутриаппаратные, но и внеаппаратные;

5) регулируют общественные отношения, одним из участников которых должен быть субъект управления, т.е. лицо, наделенное государственно-властными полномочиями (между гражданами таких отношений не возникает);

6) носят императивный (властный) характер; иными словами, это выражается в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти.

Предметом дальнейшего обсуждения будут нормы-правила поведения.

Административно-правовая норма — это обязательное правило поведения, установленное государством для регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления).

Рассмотрим внутреннее строение (структуру) указанной нормы.

В нормах-правилах поведения выделяются 3 элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

Пример. Ч.2 ст.114 КоАП РСФСР: “… управление транспортными средствами, имеющими неисправности, при наличии которых запрещается их эксплуатация, влечет предупреждение или наложение штрафа…”. (Нельзя управлять транспортным средством, у которого не работает стеклоочиститель со стороны водителя в дождь или снегопад). Последнее указывает на условия, при которых реализуется данная норма, т.е. если нет дождя или снега, то управление транспортным средством при наличии такой неисправности не запрещается.

Диспозиция — основная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписанное нормой права (это предписание — строгое следование выполнению нормы;      запрет — воздержание от совершения указанного правила поведения; дозволение — возможность использовать или совершить по своему усмотрению такое действие).

Санкция — часть нормы, указывающая на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы. В этой части указывается вид и мера административной ответственности.

Административно-правовые нормы можно классифицировать (разбить на отдельные группы) по различным основаниям.

  1. По учету их назначения:

а) регулятивные (регулируют нормальные, созидательные отношения);

б) охранительные (срабатывают, когда совершено правонарушение, определяют, какие деяния являются противоправными).

  1. По содержанию:

а) материальные (определяют правовой статус государственных органов, должностных лиц и граждан в сфере управления);

б) процессуальные (определяют, какова процедура деятельности органов управления, рассмотрения и разрешения индивидуальных дел).

  1. По форме предписания :

а) императивные;

б) диспозитивные;

в) рекомендательные.

  1. По методу воздействия на поведение (методу правового регулирования):

а) управомочивающие — предоставляют субъектам права на совершение определенных действий;

б) обязывающие — закрепляют обязанность совершения определенных действий;

в) запрещающие — запрещают совершать названное в них поведение;

г) поощрительные — стимулируют к действию.

  1. По действию во времени:

а) ограниченные (срочные);

б) неограниченные (бессрочные).

  1. По объему регулирования управленческих решений:

а) общего руководства;

б) отраслевые;

в) межотраслевые.

  1. По действию в пространстве (территориальный признак):

а) федеральные ( действуют на территории РФ);

б) субъектов РФ ( действуют на территории области, края, республики и т.п.);

в) местные (действуют на уровне муниципального образования).

Применение теоретических знаний правовой нормы осуществляется через реализацию норм, т.е. через практическое их использование в соответствии с целями правового регулирования общественных отношений. Это относится и к реализации административно-правовых норм. В данном случае речь идет об органах государственного управления, общественных объединениях, служащих, гражданах, на которых распространяет свое действие норма административного права.

Различают следующие формы реализации административно-правовых норм.

  1. Соблюдение характеризуется добровольным подчинением субъектов права требованиям административно-правовой нормы. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий.
  2. Исполнение есть точное и неуклонное следование участников управленческих отношений юридическим предписаниям, содержащимся в этих нормах.
  3. Использование — это добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления (реализуются управомочивающие административно-правовые нормы).
  4. Применение носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется только компетентными органами (лицами) в установленном законодательством процессуальном порядке. Основными требованиями правильного применения административно-правовых норм являются: законность, обоснованность, целесообразность, уважение прав и свобод человека.

         ВЫВОД. Твердое знание норм административного права способствует успешному решению задач, стоящих перед сотрудниками ОВД.

Умелая реализация форм административного права не препятствует допущению случаев нарушения законности в практической деятельности. Знание административно-правовых норм позволит правильно организовывать работу по правовой пропаганде среди населения.



Ссылка на основную публикацию