ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 июня 2011 г. по делу N А46-11304/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Лаптева Н.В.

судей Лукьяненко М.Ф., Фроловой С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ***ой А.Г.

рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу заявителя — закрытого акционерного общества «Специализированное строительное управление N 2» на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2010 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (судьи Рыжиков О.Ю., ***а Н.К, Кливер Е.П.) по делу N А46-11304/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «Специализированное строительное управление N 2» (ИНН 5506035007, ОГРН 1025501243624) об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости.

Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524).

Другие участвующие в деле лица: федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области, Правительство Омской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска, федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», администрация города Омска.

В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества «Специализированное строительное управление N 2» Болдырев В.А. по доверенности от 21.04.2011.

Суд

установил:

закрытое акционерное общество «Специализированное строительное управление N 2» (далее по тексту — ЗАО «ССУ N 2», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 путем замены сведений о размере кадастровой стоимости — 100 776 887 рублей 64 копеек, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 7 видом разрешенного использования (для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) на кадастровую стоимость размером 57 721 551 рубль 03 копейки, рассчитанную для земельного участка с 9 видом разрешенного использования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.12.2010 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что действия уполномоченного органа — Управления Роснедвижимости Омской области по отнесению земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 к седьмому виду разрешенного использования в 2007 году соответствуют ранее зарегистрированным сведениям о виде разрешенного использования данного земельного участка — для эксплуатации зданий и сооружений, а также пункту 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, поскольку ранее указанное разрешенное использование позволяло отнести данный земельный участок к нескольким видам разрешенного использования, в том числе и седьмому.

При этом отсутствует кадастровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009, определенная подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Не согласившись с выводами, ЗАО «ССУ N 2» подало кассационную жалобу, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Податель жалобы полагает, что 27.12.2007 допущена техническая ошибка при внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 в государственный кадастр недвижимости в части определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка седьмого вида разрешенного использования.

По мнению Общества, выводы судов о наличии оснований к отнесению земельного участка к седьмому виду разрешенного использования не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречат положениям Таблицы N 1 «Типовой перечень видов разрешенного использования», утвержденной Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

В отзывах на кассационную жалобу заинтересованное лицо — Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту — Управление Росреестра по Омской области) и иные участвующие в деле лица: Правительство Омской области и инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска — возражают против ее доводов, просят оставить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций без изменения.

В судебном заседании представитель ЗАО «ССУ N 2» доводы кассационной жалобы поддержал.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО «ССУ N 2» является собственником:

нежилого строения — ОГМ (отдел главного механика), состоящего из трехэтажного железобетонного панельного здания и одноэтажной кирпичной пристройки, общей площадью 1 958,3 кв. метров, расположенного по адресу: город Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о государственной регистрации от 23.11.1999 серии АА N 071059);

склада — нежилого одноэтажного здания с одноэтажным пристроем, общей площадью 556,7 кв. метров, расположенного по адресу: город Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о госрегистрации от 25.08.2000 серии АА N 145122);

сварочного цеха — нежилого одноэтажного здания, общей площадью 48,4 кв. метров, расположенного по адресу: город Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о госрегистрации от 25.08.2000 серии АА N 145117).

Распоряжением Главы городского самоуправления администрации города Омска от 19.12.2001 N 1686-р земельный участок площадью 16 029 кв. метров по Космическому проспекту, 109, корпус 1 в Центральном административном органе предоставлен ЗАО «ССУ N 2» в аренду сроком на 25 лет для эксплуатации зданий и сооружений.

Общество является собственником земельного участка площадью 16 029 кв. метров с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009, предоставленного для эксплуатации зданий и сооружений и расположенного на землях поселений относительно 3-х этажного железобетонного панельного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о госрегистрации от 30.03.2005 серии 55 АВ N 072131).

По результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной в 2007 году, уполномоченный орган (правопреемником которого в настоящее время является Управление Росреестра по Омской области) внес в государственный кадастр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 в размере 100 776 887 рублей 64 копеек, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 7 вида разрешенного использования (для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).

23.07.2010 ЗАО «ССУ N 2» обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости в порядке статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с целью определения кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 в соответствии с 9 видом разрешенного использования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Письмом от 24.08.2010 N 52/28366 Управление Росреестра по Омской области отказало Обществу в исправлении кадастровой ошибки, указав на наличие права на изменение вида разрешенного использования.

Полагая, что кадастровая стоимость рассчитана из ошибочно определенного вида разрешенного использования, ЗАО «ССУ N 2» обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Фактически Общество оспаривает действия Управления Росреестра по Омской области по отказу в исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости, в результате которой оно обязано уплачивать земельный налог в незаконном размере, и данное заявление подлежит рассмотрению по правилам Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Омской области проведена в 2006-2007 годах, ее результаты утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п

«Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

На основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее — Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических указаниях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

В силу пункта 2.2.7 Методических указаний кадастровая стоимость земельного участка в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 — 1.2.10 настоящих Методических указаний, определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, в 2007 году данное агентство осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.

В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд сделал вывод, что расположение на спорном земельном участке названных выше объектов недвижимости позволяло однозначно отнести данный земельный участок к 7 виду разрешенного использования.

Между тем, данные выводы не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также противоречат 7-й группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 «Типовой перечень видов разрешенного использования» к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 с расположенными на нем производственным, складским и административным зданиями промышленного предприятия, не соответствует по назначению и принадлежности составу 7 вида разрешенного использования, приведенного в указанной таблице.

Вместе с тем, арбитражный суд не проверил на соответствие земельный участок Общества составу 9 вида разрешенного использования Типового перечня, что не позволяет исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости.

Кроме того, утверждение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п не является препятствием для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, поскольку исправление указанных ошибок не изменяет утвержденный в установленном законом порядке средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса).

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А46-11304/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector