Губернатору ***ской области А.Г. Тулееву

19 марта 2010 года во втором чтении Государственной думой Российской Федерации будет рассмотрен законопроект о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, который в обязательном порядке предполагается ввести с 1 января 2011г. во всех регионах России.

На сегодняшний день существуют 2 типа учреждений, оказывающих государственные услуги – бюджетные и автономные учреждения.

Бюджетные учреждения финансируются учредителем по смете, но объем финансирования определяется на основании нормативной стоимости единицы услуги (в образовании, норматив на 1 обучающегося). Счета по учету бюджетных и внебюджетных средств открываются учреждениями только в казначействе, т.е. расходование средств находится под предварительным контролем. Бюджетное учреждение занимается разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью в соответствии с уставными целями учреждения и расходует их по своему усмотрению. Учредитель несет субсидиарную ответственность за результаты его деятельности, т.е. если у бюджетного учреждения недостаточно денежных средств для возмещения исковых требований со стороны третьих лиц, то учредитель учреждения обязан возместить недостающую сумму требований за свой счет.

Автономные учреждения отличаются тем, что они финансируются по одной статье расходов, то есть учреждение само определяет, какие расходы в первую очередь производить. Счета по учету бюджетных и внебюджетных средств открываются в учреждениях банка, т.е. нет предварительного контроля за их расходованием. Учредитель учреждения не несет субсидиарной ответственности, т.е. автономное учреждение полностью отвечает по своим обязательствам имеющимися денежными средствами и движимым имуществом (за исключением особо ценного).

 Законопроект предлагает выделить из бюджетных учреждений казенные учреждения и изменить правовой статус бюджетных учреждений.

 Основное отличие казенного учреждения от ныне существующего бюджетного учреждения в том, что оно не будет иметь права расходовать заработанные внебюджетные средства. Эти средства будут уходить в доход бюджета без права их возврата учреждению. Безусловно, к казенным учреждениям должны относиться те учреждения, которые практически не зарабатывают внебюджетные средства, содержание которых обязательно и обременительно для бюджета (например, малокомплектные школы в труднодоступной местности).

Законопроект дает право регионам определять перечень учреждений, которые будут отнесены к казенным.

 Что же касается изменения правового статуса бюджетных учреждений, то они, по сути, будут приближены к автономным учреждениям, только их счета по учету бюджетных и внебюджетных средств, по-прежнему будут находиться в казначействе под предварительным контролем.

  Таким образом, с 2011 года предполагается функционирование 3 типов учреждений – бюджетные (учреждения с расширенным объемом прав), автономные и казенные.

  Регионам необходимо будет принять нормативные правовые акты, содержащие перечень казенных предприятий и порядок их создания путем изменения существующих бюджетных учреждений, определить перечень особо ценного имущества, внести изменения в уставы учреждений.

Введение новых типов учреждений создаст условия и стимулы для сокращения внутренних расходов учреждений, оптимизации сети учреждений, привлечения ими внебюджетных источников финансирования, перехода от сметного финансирования к финансированию на результат — предоставлению государственных и муниципальных услуг, повышения хозяйственной самостоятельности и оперативности в управлении денежными средствами.

К основным рискам можно отнести следующее:

— отсутствие ответственности учредителя за результаты деятельности учреждения;

— недостаточность средств в бюджете на финансирование государственного задания в требуемом (в соответствии с нормативами) объеме может привести к росту задолженности учреждения, которую оно не сможет покрыть за счет собственных доходов, в результате деятельность учреждения может быть приостановлена, либо оно ухудшит качество предоставляемых образовательных услуг;

— оптимизация существующей сети учреждений (особенно в сельских территориях) повлечет за собой сокращение кадров, снижение уровня доступности получения качественного образования, укрупнение  учреждений с увеличением расходов на содержание их социальной инфраструктуры (общежития, пищеблоки, вещевое довольствие и т.д.);

— рост платных услуг.



Ссылка на основную публикацию