На базе Научно-исследовательского института ФСИН России I состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России».
В подготовке и проведении конференции приняли участие сотрудники НИИ, Управления следственных изоляторов и тюрем, а также группа экспертов по вопросам исполнения наказаний Европейской комиссии (исполнительного органа Европейского Союза).
На заседании присутствовали не только научные работники — специалисты в области пенитенциарной науки, но и руководящие и практические работники как из центрального аппарата ФСИН России, так и из ее территориальных органов и непосредственно учреждений.
Обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования деятельности следственных изоляторов в современных условиях, обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей.
Открыл заседание заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Иванович Семенюк, отметивший, что проведение этой конференции является важным шагом в изучении законодательного обеспечения, теории и практики применения такой меры пресечения, как содержание под стражей и в России, и за рубежом. Основным направлением деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях, сказал В. И. Семенюк, является повышение эффективности работы по обеспечению прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, и оказание им помощи в социальной адаптации. В этой большой комплексной работе важное место отводится организации исполнения предварительного заключения. Приоритетной задачей при применении ареста в качестве меры пресечения является обеспечение безусловного соблюдения прав человека и законных интересов лиц, содержащихся под стражей. Эта задача, подчеркнул заместитель директора ФСИН, напрямую вытекает из требований отечественного законодательства, а также
международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией. Руководство ФСИН России уделяет повышенное внимание следственным изоляторам. Их работа постоянно находится в поле зрения общественных и правозащитных организаций, средств массовой информации, населения. Именно по их деятельности в первую очередь наше общество оценивает работу всей уголовно-исполнительной системы.
Председатель Общественного совета при ФСИН России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Вячеслав Иванович Селиверстов в своем обращении к участникам конференции отметил важность и актуальность предложенных для обсуждения тем и выразил уверенность, что принятые рекомендации будут способствовать дальнейшей гуманизации условий содержания под стражей.
Затем с основным докладом «Приоритетные на п ра вления деятел ьности ФСИН России по обеспечению реализации международных обязательств Российской Федерации в вопросах исполнения заключения под стражу» выступил В. И. Семенюк.
ФСИН России, ее территориальными органами и учреждениями УИС на протяжении всех последних лет проводится целенаправленная работа по обеспечению безусловного соблюдения прав человека и законами интересов личности в местах лишения свободы и содержания под стражей. Сегодня, подчеркнул В. И. Сеиенюк. данное направление деятельности УИС является наиболее приоритетным. Это напрямую связано с последовательной политикой ФСИН направленной на гуманизацию предварительного заключения кроме того, вытекает из международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией, будучи членом Европейского сообщества. Особое значение в этой связи приобретают вопросы организации деятельности следственных изоляторов и обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Чрезмерно жесткая уголовная политика порождала неоправданно широкое применение меры пресечения в виде содержания под стражей и направление в места лишения свободы значительного числа таких лиц, не нуждались в изоляции от общества.
Не удивительно, что в следственных изоляторах получили широкое распространение инфекционные заболевания, в том числе такие опасные, как туберкулез и ВИЧ. Широким общественным мнением, в том числе международным, условия содержания здесь воспринимались как пытка. С учетом этих обстоятельств государством были определены приоритетные задачи по реформированию всей уголовно-исполнительной системы, включая и места предварительного заключения, совершенствованию нормативно-правовой базы, ускорению судебно-правовой реформы и сокращению численности содержащихся в местах лишения свободы.
Важной предпосылкой для реформирования послужило вступление России в Совет Европы.
Прогрессивные изменения действующего законодательства позволили значительно сократить число осужденных. Во многом благодаря этому все последние годы в территориальных органах и во всех следственных изоляторах УИС проводится планомерная работа по улучшению условий содержания спецконтингента.
Основным направлением этой работы, подчеркнул В. И. Семенюк, была и остается сегодня разгрузка СИЗО.
В 39 субъектах Российской Федерации, или ровно в половине из регионов, имеющих в своем составе следственные изоляторы, средний размер камерной площади на одного содержащегося под стражей соответствует норме (4 квадратных метра на человека) или превышает ее; еще в 15 регионах средний размер камерной площади близок к норме и составляет от 3,6 до 3,9 квадратных метра; 24 субъекта Российской Федерации считаются проблемными по вопросу размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Исправить существующее положение можно путем расширения сети следственных изоляторов и ввода в действие дополнительных камерных площадей.
На протяжении всех последнихлет Федеральной службой исполнения наказаний в данном направлении
проводится последовательная и планомерная работа, организованная по четырем основным направлениям: строительство и реконструкция следственных изоляторов в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы»; открытие новых СИЗО на неиспользуемых площадях исправительных учреждений; расширение площадей в действующих следственных изоляторах и создание помещений в исправительных учреждениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, а также расширение площадей в уже действующих ПФРСИ. За 2002-2006 годы было введено в строй дополнительно более 44 тысяч мест для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В текущем году, рассказал далее В. И. Семенюк, началась реализация федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» с объемом финансирования 54,6 миллиарда рублей. В ее рамках в следственных изоляторах будет создано дополнительно 33,5 тысячи мест, в том числе будут введены в эксплуатацию 26 новых следственных изоляторов, отвечающих самым современным требованиям и международным стандартам. Реализация этой программы позволит довести средний размер камерной площади в расчете на одного содержащегося под стражей до 4,8 квадратных метра.
В результате проводимой работы значительно снизилось количество жалоб в Европейский Суд по правам человека по вопросам деятельности учреждений УИС. С начала текущего года Европейским Судом была принята к рассмотрению лишь одна жалоба.
Кроме этого, в докладе Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по итогам визита в Российскую Федерацию в 2006 году было отмечено, что в сфере условий содержания под стражей достигнут определенный прогресс, а российские власти демонстрируют стремление к открытости в отношении вопросов, связанных с условиями содержания под стражей. Положительные тенденции в деятельности пенитенциарной системы России были отмечены на заседании 37-й сессии Комитета ООН против пыток.
Результаты нашей работы, сказал далее В. И. Семенюк, были бы более значительными, если бы они подкреплялись должной судебной практикой. Разработчики нового уголовно-процессуального законодательства (и это неоднократно подчеркивалось ими в процессе обсуждения и прохождения проекта УПК РФ в Федеральном Собрании РФ) рассчитывали, что введение судебной процедуры заключения под стражу, а также существенное сужение сферы его применения позволят значительно сократить численность лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, в первую очередь несовершеннолетних, и практически исключить ее в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении малозначительных преступлений. На первоначальном этапе действия нового УПК эти расчеты действительно оправдывались. Однако с ноября 2002 года численность вновь арестованных только возрастает, и эта тенденция сохраняется до настоящего времени. Всего же за неполные пять лет действия нового УПК РФ в следственные изоляторы поступило более полутора миллионов человек, в отношении которых судами была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, или в среднем от 30 до 34 тысяч человек в месяц. Таким образом, сколько-нибудь значительного снижения числа вновь арестованных в связи с введением судебной процедуры заключения под стражу не произошло.
Практика показывает, что в среднем каждый пятый помещенный в СИЗО совершил преступление небольшой или средней тяжести и не представляет серьезной угрозы безопасности государства.
Анализ статистических данных дает основание сделать вывод, что в ряде случаев суд при избрании меры пресечения недостаточно изучает личность подозреваемого или обвиняемого, не применяет альтернативные аресту меры пресечения при наличии к тому достаточных оснований.
К сожалению, влияние уголовно-исполнительной системы на эти процессы может быть только опосредованным. Закон не предоставляет начальнику СИЗО права и возможности не принимать в учреждение арестованных по причине отсутствия свободных мест. Установив санитарную норму жилой площади, законодатель не определил механизм ее выполнения. Очевидно, что действующая нормативная база в этой части требует серьезной корректировки. Было бы целесообразно в качестве временной меры внести в УПК РФ норму, предусматривающую, что суды при избрании в качестве меры пресечения содержание под стражей должны учитывать и наличие свободных мест в следственных изоляторах соответствующего субъекта РФ. Кроме того, было бы целесообразно законодательно ограничить применение ареста за преступления, по которым предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а также в отношении несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести. Это дало бы возможность дифференцировать данную меру пресечения, исходя исключительно из объективных данных о личности подозреваемого.
Самые приблизительные расчеты показывают, что внесение таких изменений в УПК позволит сократить численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах, на 5-6 тысяч. А именно такое количество вновь арестованных освобождается из-под стражи еще до истечения одного месяца со дня ареста. Причины освобождения самые разные: это и изменение меры пресечения на подписку о невыезде, и вынесение приговора, не связанного с лишением свободы, и прекращение уголовного преследования. Однако в каждом конкретном случае очевидно одно: арестованный изначально не представлял значительной общественной опасности, поэтому в отношении него такая мера пресечения была явно излишней.
Очевидно, продолжил далее В. И. Семенюк, требует серьезной корректировки и вопрос соблюдения соразмерности тяжести совершенного преступления и условий содержания в СИЗО.
Сегодня в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» степень изоляции в СИЗО соответствует самым строгим условиям, примерно таким, как на тюремном виде режима. Подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. В то же время большая часть из них впоследствии по приговору суда направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее.
Европейский Суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания.
Поэтому необходимо внести в действующее законодательство изменения, призванные компенсировать такого рода издержки.
Так, например, целесообразно включение в УПК РФ норм, определяющих порядок зачета времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, предусмотрев применение определенного коэффициента, в зависимости от назначаемого судом вида исправительного учреждения, что позволит частично восстановить права и законные интересы лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенные во время их ареста.
Когда речь идет о существенных ограничениях прав и интересов личности, нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру избрания и механизм исполнения включения под стражу, а также условия содержания, должны обеспечивать защиту человека, его родных и близких во всех ее проявлениях.
Мы должны исходить из того положения, сказал в заключение В. И. Семенюк, что каждый гражданин, независимо от его вины перед об-•|есгвом и тяжести совершенного преступления, имеет право на уважительное отношение к своей личности и на достойные условия своего существования во время предварительного заключения.
Интересную презентацию «Тенденции в применении заключения под стражу в России и других странах» участникам конференции представил эксперт Европейской комиссии Тодд Фоглесон. Эта презентация является заключительным отчетом по проекту «Альтернативы предварительному заключению». По мнению исследователей из Европейской комиссии, за последние годы в уголовной политике России возросло количество арестов, узеличилась их вероятность как меры пресечения и возросла продолжительность времени содержания под стражей. Выступающий предложил четыре критерия, по которым можно оценить текущую практику применения ареста. Во-первых, это наличие мест в следственных изоляторах, во-вторых, возможность государства выполнять свои обязательства в обеспечении законности и гуманности, в-третьих, последствия содержания под стражей и, в-четвертых, сравнение с практикой других стран в этом вопросе.
Тодд Фоглесон предложил участникам конференции следующие рекомендации, которые, по мнению экспертов Европейской комиссии, должны учитываться при реализации современной уголовной политики в России. Необходимо, по мнению докладчика, установить межведомственный механизм решения проблем с избранием меры пресечения; углубить и систематизировать анализ текущей практики и ее последствий; ввести альтернативы, отвечающие нуждам правоохранительных органов.
С подробным анализом результатов работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в 2006-2007 годах и основных задачах по ее совершенствованию в современных условиях выступил начальник Управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН России генерал-майор внутренней службы Валерий Геннадьевич Телюх.
После введения в действие нового УПК РФ, установившего судебную процедуру избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, численность лиц, содержащихся в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), сократилась более чем на 30 процентов. Однако с 2005 года отмечается устойчивая тенденция к увеличению их численности.
Если в 2004 году в следственные изоляторы поступило 328 тысяч человек, то в 2005 году их количество составило уже 380 тысяч. А в 2006 году по сравнению с 2005 годом эта цифра возросла еще на 6,4 тысячи человек. Только в марте 2007 года рост численности подозреваемых, обвиняемых и осужденных произошел в 52 территориальных органах ФСИН России из 78, имеющих в своем составе следственные изоляторы.
Особенно высокими темпами растет число арестованных женщин. За 2005 год их количество возросло на 27 процентов, а за 2006 год — еще на 16 процентов. Все больше становится лиц, арестованных за преступления небольшой и средней тяжести. Так, если в 2004 году за совершение таких преступлений были заключены под стражу 104,5 тысячи человек, то за 2006 год — более 147,5 тысячи.
Данная мера пресечения, отметил В. Г. Телюх, является самой строгой, и ее применение в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести и не утративших социальные связи, не всегда оправданно.
Продолжает расти количество лиц, числящихся за судами. С 2004 по 2007 год их численность увеличилась на 12,7 тысячи человек и на 1 апреля 2007 года составила 93,7 тысячи.
Для снижения численности содержащихся в следственных изоляторах ФСИН России осуществлена организация работы по своевременному вывозу осужденных к местам отбывания наказания и сокращению объемов транзитных перевозок; осуществляется комплекс мероприятий по созданию дополнительных мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Только за 2006 год создано 14,5 тысячи мест, что на 6,2 тысячи больше, чем за 2005 год.
Средний размер камерной площади, приходящейся на одного заключенного под стражу, увеличился в 2006 году на 11 процентов и составил на 1 января 2007 года 3,97 квадратных метра.
В. Г. Телюх подробно рассказал участникам конференции о федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». Эта программа принята правительством России с целью дальнейшего улучшения условий содержания лиц, заключенных под стражу, и приведения их в соответствие с международными стандартами. В следственных изоляторах планируется ввести 33,8 тысячи мест, финансирование из федерального бюджета предполагается увеличить на сумму 42,3 миллиарда рублей, что в 13 раз больше, чем финансирование предыдущей программы.
В течение 2007-2009 годов будет завершено строительство семи новых следственных изоляторов, а также закончится реконструкция объектов действующих СИЗО, начатых в рамках реализации указанной федеральной целевой программы. В ближайшие три года будет введено 7904 места.
В отличие от прошлых лет в значительно больших объемах выделяются финансовые средства на проведение капитального и текущего ремонтов объектов СИЗО и тюрем.
Однако, несмотря на проводимую работу по разгрузке следственных изоляторов, подчеркнул В. Г. Телюх, их переполнение сохраняется, а в ряде субъектов Российской Федерации продолжает увеличиваться. Это серьезно осложняет их деятельность, расходуются значительные финансовые средства на содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных, затрудняется организация работы по улучшению условий их содержания и приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства и международными стандартами. Как следствие — увеличение количества жалоб лиц, содержащихся под стражей, и их родственников.
При этом количество лиц, освобожденных из-под стражи на стадии предварительного расследования и судебного производства, продолжает увеличиваться. Так, если в 2005 году из следственных изоляторов было освобождено 65,5 тысячи человек, не представляющих серьезной опасности для общества, то в 2006 году их количество увеличилось на 13 процентов и составило более 73 тысяч, или каждый пятый вновь арестованный. Только за три месяца этого года было освобождено более 19,4 тысячи человек, что составляет 20 процентов от числа вновь арестованных.
Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года «О рассмотрении результатов обобщения судебной практики об избрании меры пресечения в видезаключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» судьям было рекомендовано при решении вопроса об избрании меры пресечения не допускать формального подхода к разрешению соответствующих ходатайств, поскольку заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, ограничивающей права, свободы и личную неприкосновенность человека и гражданина. За период после издания этого постановления количество женщин, поступивших в СИЗО и ПФРСИ, сократилось на 12 процентов, а несовершеннолетних — на 10 процентов.
Несмотря на то, что в отношении несовершеннолетних отмечается положительная динамика в части применения мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, до настоящего времени Россией наци-
ональное законодательство не приведено в соответствие с принципами и положениями Конвенции о правах ребенка.
Ввод дополнительных мест для содержания подозреваемых и обвиняемых, отметил в заключение В. Г. Телюх, не успевает за темпами роста количества таких лиц. Нельзя решать проблему их размещения только за счет создания дополнительных мест. Необходимо в том числе расширять практику применения мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества.
Главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Ильич Зубков в своем докладе, отметив целый ряд положительных тенденций, имеющих место в работе УИС, тем не менее признал, что условия содержания под стражей и отбывания наказания превосходят бытовые условия, в которых живет значительное число граждан России.
Вызвали интерес присутствующих и другие доклады ученых и практических работников УИС.
Участниками конференции был принят целый ряд рекомендаций, в которых, в частности, отмечается, что обеспечение условий содержания арестованных в соответствии с требованиями норм российского и международного права не может быть достигнуто только в рамках деятельности ФСИН России. Так, практика применения такой меры пресечения, как арест, зависит в первую очередь от судов, прокуратуры и органов расследования. Это обусловливает разработку системы увязанных между собой мероприятий правового, организационного, социального и иного характера, направленных на достижение стратегической цели дальнейшей гуманизации наказания. ФСИН России, указывается в рекомендациях, необходимо шире распространять опыт отечественной и зарубежных пенитенциарных систем по перечисленным выше вопросам.
Принятые рекомендации планируется разослать во все подразделения уголовно-исполнительной системы. В базе Воронежского института ФСИН России была проведена двухдневная научно-практическая видеоконференция «Техническая безопасность объектов УИС и перспективы развития».
Участие в конференции приняли сотрудники центрального аппарата, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, представители шести управлений ФСИН России по федеральным округам, двадцати одного территориального органа ФСИН России, трех образовательных учреждений ФСИН России и МВД России, руководство шести фирм заводов-изготовителей. Общая численность участников составила более 400 человек. Для охвата всей аудитории был организован телемост в режиме реального времени между одиннадцатью городами. Подобное мероприятие такого масштаба проводилось в Федеральной службе исполнения наказаний впервые.