ЗАЯВЛЕНИЕ о пересмотре в порядке надзора Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от «20»января 2011 г. дело № А27-1269/2010

Решением Арбитражного суда ***ской области от 05.07.2010г. удовлетворены требования Ощепкова Е.А. к Управлению Росреестра по КО, Росреестру.

На указанное решение Управлением Росреестра по КО подана апелляционная жалоба.

Постановлением Седьмого арбитражного суда от 23.09.2010г. указанное судебное решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2011г. решение арбитражного суда ***ской области от 05.07.2010г. и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010г. отменены, по делу принят новый судебный акт – в удовлетворении заявления ИП Ощепкова Е.А. отказано.

С постановлением кассационной инстанции Заявитель не согласен, поскольку принятым по делу судебным актом кассационной инстанции существенно нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности  в результате нарушения и неправильного применения норм права арбитражным судом, принявшим оспариваемое постановление. Кроме того, указанное постановление нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что выразилось в следующем.

  1. 1.             В постановлении суда кассационной инстанции указано в качестве основания для отмены решений первой  и апелляционной инстанции, на то, что при осуществлении оспариваемых действий госорганами в полной мере был соблюден административный регламент и доводы о его несоблюдении не подтверждены.

Указанный вывод необоснован, противоречит действующему законодательству, а также сложившейся правоприменительной практике.

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента, в обязанность Управления Роснедвижимости по ***ской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9.4 Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.

Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее — предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.

В силу пункта 9.8 Административного регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета на полное соответствие его Методическим указаниям.

Так, в п. 9.8 Административного регламента указано, что в срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки (Приложение 7 к настоящему Регламенту) -о соответствии Отчета методическим указаниям; -о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, в обязанности Ответчиков входит проверка всего результата работ на соответствие выполнения оценки при ее проведении всем требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, а также техническому заданию.

Изложенное свидетельствует о том, что Отчет  об  определении  кадастровой  стоимости  земельных участков  на  территории  субъекта  Российской  Федерации  проходит  две  стадии проверки:  предварительную  проверку  Управлением  Роснедвижимости  по  субъекту Российской  Федерации  и  проверку  Роснедвижимостью.  При  этом,  обязательным условием направления Отчета на проверку Роснедвижимости является согласно пункту 9.6  Административного  регламента,  получение  заключения  Управления Роснедвижимости  по  субъекту  Российской  Федерации  о  соответствии  состава  отчета условиям технического задания.

Рассмотрим подробней указанные 2 стадии проверки результатов оценки на соответствие их Административному регламенту и другим правовым актам применительно к совершенным оспариваемым действиям госорганов.

1.1. О соблюдении требований закона при осуществлении Роснедвижимостью проверки отчета на соответствие методическим указаниям (п.9.8 Административного регламента).

В своем первоначальном заявлении и последующих уточнениях Заявитель указывал на наличие множественных допущенных неустранимых нарушений методических указаний при проведении государственной кадастровой оценки.

Указанные нарушения были в полной мере установлены и оценены судом первой и апелляционной инстанции, в частности заявителем указывалось и судом установлено следующее:

— В нарушение пункта 2.2.3, 2.2.7 Методических  указаний №39 Отчет об определении кадастровой  стоимости  не  содержит  расчета  кадастровой  стоимости  земельного участка,  принадлежащего  заявителю.  В  приложениях  к  отчету  указаны  уже результативные числовые значения.

— В  Отчете  (приложение  №10)  приведена  информация  об  использовании  для построения  статистической  модели только одного  из  56  факторов,  влияющих  на  стоимость земельного  участка.  При этом отсутствуют разъяснения о причинах неиспользования остальных факторов стоимости.  Такой подход противоречит пункту 2.2.5 Методических указаний.

— Из Отчета об определении кадастровой стоимости  не следует, что ФГУП «ФКЦ «Земля»  производились  сбор  и проверка  рыночной  информации  о  земельных  участках данного населенного пункта по состоянию на 01.01.2007 г.

— Управлением не подтверждено соблюдение пункта 2.2.2 Методических указаний №39,  подпунктов  «е»,  «ж»  пункта  8  Федерального  стандарта  оценки  №3.  Таблицы  Отчета,  а  также  иные  использованные  материалы  не  содержат  доказательств  использования  при  определении  кадастровой  стоимости  земельного  участка  конкретных  сделок  купли-продажи  земельных  участков,  стоимости  аренды,  ипотеки, цен  предложений  по  продаже  земельных  участков,  рыночной  информации  о конкретных объектах недвижимости  в  Отчете  отсутствуют  сведения  об  использовании информации, предоставленной Управлением Федеральной регистрационной службы по ***ской области,  о  конкретных  сделках,  совершенных  с  муниципальным,  региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлтерских организаций.

        Проверка и установление указанных выше несоответствий проведенной оценки является прямой обязанностью Роснедвижимости, которая закреплена в п.9.8. Административного регламента.

Следовательно неисполнение надлежащим образом указанной обязанности Роснедвижимостью свидетельствует о нарушении Административного регламента, Методических указаний и, как следствие, предопределяет незаконность соответствующих действий госоргана по проведению проверки результатов оценки.

1.2. О соблюдении требований закона Управлением Роснедвижимости по ***ской области при проведении проверки представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (П. 9.5. Административного регламента)

В своем первоначальном заявлении и последующих уточнениях Заявитель указывал на наличие множественных допущенных неустранимых нарушений Административного регламента в части соблюдения порядка и состава оформления отчета и соответствия его техническому заданию при проведении государственной кадастровой оценки.

Указанные нарушения были в полной мере установлены и оценены судом первой и апелляционной инстанции, в частности заявителем указывалось и судом установлено следующее:

— Отчет кадастровой оценки земельных участков  не  подписан  лицами, производившими  оценку:  на  титульном  листе  в  качестве  исполнителей  указаны Скуфинский О.А.. Кривский С.Б., Кулакова Н.А., Саввина Е.В., Бородай Н.Б. и напротив фамилий  стоят  подписи  данных  лиц;  между  тем,  на  странице  4  отчета  в  разделе «Сотрудники, непосредственные исполнители работ по  ГКОЗ  НП»  указаны:  Махт  В.А., Макаров  М.П.,  Осинцева  Н.В.,  Загородникова  Е.А.,  Назарова  М.Л.,  ***орай  Е.С., Ивонина Л.Г., Пашкина Н.Л., ***ова П.Н., однако подписи данных исполнителей в отчете отсутствуют , что противоречит ст.11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Административному регламенту.

— К  отчету  не  приложены  копии  документов,  использовавшихся  оценщиками;  отсутствуют  приложения,  устанавливающие  качественные  и  количественные характеристики  объекта;  отсутствует  обоснование  необходимости  привлечения соисполнителей: Омского  филиала ФГУП  «ФКЦ Земля», ООО «Группа комплексныхрешений»,  15  физических  лиц; не приложены копии материалов и распечаток, а также распечатки  соответствующих  страниц  Интернет-сайтов,  указанные  в  Отчете  (адрес главной страницы  интернет-сайта  не  устанавливает  критериев  поиска  необходимой информации), что не соответствует ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

— Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ***ской области (в представленном виде) не содержит описания расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 и пункту 15 Федерального стандарта.

Представленный Управлением отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ***ской области по состоянию на 01.01.2007 г. в виде отдельных таблиц, приложений, расчетов, пояснений, актов, справочных и информационных материалов не содержит описания последовательности определения стоимости земельных участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки, определить достаточность информации о рыночной стоимости земельных участков и проверить правильность расчета, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента.

Таким образом, Управление Роснедвижимости по ***ской области, в силу п.9.5. Административного регламента обязано было осуществить проверку представленного отчета на предмет указанных выше нарушений, что не было надлежащим образом выполнено в действительности.

Ненадлежащая проверка отчета в соответствии с п. 9.5. Административного регламента определяет незаконность действий Управления Роснедвижимости по ***ской области.

Вывод. Исходя из указанного выше, обязанность Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по ***ской области по проверке отчета на соответствие его требованиям методических указаний и техническому заданию (порядку оформления и комплектности), которая предусмотрена п.п. 9.5, 9.8. Административного регламента, является самостоятельной, выраженной в форме обособленных действий госорганов, которые были проверены на предмет законности судом первой инстанции и правомерно признаны незаконными, поскольку судами первой и апелляционной инстанций были установлены нарушения, указанные выше.

  1. 2.             В своем постановлении ФАС ЗСО необоснованно указывает на то, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ (Постановление коллегии администрации ***ской области №520 от 27.11.2008г.) требования закона, регламентирующего порядок принятия таких решений нарушен не был именно в связи с существованием нормативного акта (постановления № 520), который не был оспорен заявителем.

   Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом (далее — Регламент), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее — Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 4 Регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

— подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

— формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

— проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

— утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

— определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;

— разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Таким образом, именно оспариваемые действия Ответчиков формируют кадастровую стоимость земельного участка и вносят указанную информацию в государственный земельный кадастр, вследствие чего происходит перерасчет налогооблагаемой базы налоговых платежей пропорционально увеличению кадастровой стоимости, информация о которой была внесена Ответчиками.

Кроме того, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ осуществляется на основании проводимой Ответчиками проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, т.е. обоснованное утверждение или отказ в утверждении результатов оценки органом исполнительной власти целиком и полностью зависит от правильности и законности действий по контролю за проведением оценки Ответчиками, и без суждения о незаконности указанных действий правовых оснований для оспаривания нормативного правового акта исполнительного органа не имеется.

Необходимо также отметить, что согласно Административного регламента постановление органа исполнительной власти субъекта РФ принимается именно на основании и в связи с совершением оспариваемых действий по предварительной проверке отчета и судить о законности постановления исполнительного органа, возможно только при наличии суждения о законности или не законности предварительных действий госорганов, которые оспариваются в настоящем производстве. Судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка оспариваемым действиям, при этом при рассмотрении дела были установлены множественные и существенные нарушения закона, что свидетельствует о законности позиций суда первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, как указывает суд кассационной инстанции, на основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. По итогам оценки орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об утверждении ее результатов. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти.

Правило об обязательности публикации нормативного акта и невозможности применения неопубликованного акта, предусмотрено также ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Между тем Постановление Коллегии Администрации ***ской области № 520 от 27.11.2008г. в полном объеме опубликовано не было, что предопределяет невозможность его применения.

 Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые действия госорганов являются незаконными, поскольку были совершены существенным нарушением вышеуказанных нормативных актов.

 

3. ФАС ЗСО в своем постановлении указал на то что Заявителем не заявлено требование о признании результата оценки недостоверным. При этом, не указал о чем свидетельствует указанное обстоятельство.

Между тем заявляя требования о признании незаконными действий госорганов заявитель в числе прочего ссылался на недостоверность результата выполненной оценки, а также на недостоверность используемой исходной рыночной и иной информации при составлении отчета. В силу п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» рассмотрение вопроса о достоверности результата оценки допускается в рамках рассмотрения другого требования о признании недействительным акта госоргана, при этом, формально оформленного отдельного требования в данном случае не требуется, что и имело место в настоящем случае.

Кроме того, действия Ответчиков, регламентированные п.9.5., 9.8. Административного регламента, которые оспариваются в настоящем производстве, являются самостоятельными и надлежащее их исполнение носит обособленный характер, связанное с соблюдением процедуры оценки, Административного регламента, Методических указаний. Указанные действия могут быть самостоятельно оценены на предмет надлежащего их исполнения независимо от предъявления или не предъявления других требований.

Возможность оспаривания любого отдельного действия госорганов, осуществляющих контроль за государственной кадастровой оценкой и осуществивших проверку кадастровой оценки на соответствие методическим указаниям и техническому заданию, а также действия по внесению сведений в земельный кадастр прямо предусмотрена п. 14.1. Административного регламента, согласно которому решения, действия (бездействия) Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по субъекту РФ, ее должностных лиц и государственных служащих по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, любое действие указанных госорганов, осуществленных в результате организации и проверки кадастровой оценки, может быть предметом самостоятельного оспаривания.

 

Учитывая изложенное

ПРОСИМ СУД:

 

  1. 1.      Отменить Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2011г.
  2. 2.      Решение Арбитражного суда ***ской области от 05.07.2010г., Постановление Седьмого арбитражного суда от 23.09.2010г. оставить без изменения

 

 

Приложения:

1. Копия решения Арбитражного суда ***ской области от 05.07.2010г.

2.Копия постановления Седьмого арбитражного суда от 23.09.2010г.

3. Копия Постановления Федерального арбитражного суда от 20.01.2011г.

4. Копии настоящего заявления — 3 экз.

5. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.



Ссылка на основную публикацию