Информационно-аналитическое обеспечение предупредительной деятельности на охраняемом объекте

Информационно-аналитическое обеспечение предупредительной деятельности на охраняемом объекте на разведывательной стадии подготовки преступления является первым этапом при осуществлении предупреждения конкретного умышленного преступления. На этой стадии правонарушителями  определяются наиболее привлекательные объекты преступного посягательства, размер охраняемых ценностей (имущество, денежные средства и т.д.), уровень риска при совершении преступления. Эта стадия включает в себя, как правило, такие действия членов преступной группы, как:

а) Непосредственное знакомство с объектом криминальных устремлений:

  • скрытое наблюдение за объектом с целью определения особенностей охраны, пропускного режима, порядка ввоза и вывоза материальных ценностей;
  • изучение проектной документации, справочной литературы и т.д. для определения инженерно-технических параметров, строительных и коммуникационных характеристик здания охраняемого объекта;
  • открытое посещение объекта под различными предлогами (жалобы, предложения на заключение сделок и т.д.);
  • посещение охраняемого объекта под «легендой» прикрытия (сотрудника администрации, милиции, пожарной охраны, коммунальных служб и т.д.). Возможно использование поддельных удостоверений.

б) Изучение сотрудников, работающих на охраняемом объекте:

  • определение дурных привычек, наклонностей, связей и неблаговидных поступков;
  • отслеживание наличия и причин конфликтных ситуаций в подразделениях охраняемого объекта.

в) Изучение сотрудников милиции, охраняющих объект:

  • наблюдение за отношением к исполнению служебных обязанностей во время охраны объекта;
  • определение эмоциональных, физических особенностей и профессиональных навыков;
  • изучение экипировки, оснащенности индивидуальными средствами защиты, вооруженности.

г) Наблюдение за контактной средой охраняемого объекта (поставщики, клиентура, финансовые круги, средства массовой информации, сотрудники пожарной охраны, налоговой инспекции и т.д.):

  • изучение специфики взаимоотношений  с персоналом охраняемого объекта;
  • определение возможной степени информированности сотрудников этих организаций об охраняемом объекте;
  • изучение их характера, привычек, дурных наклонностей, пристрастий с целью склонения к пособничеству в преступлении.

д) Анализ собранной информации об объекте криминальных интересов с целью:

  • предварительного определения сил и средств для организации преступной акции;
  • определения вероятного риска при осуществлении покушения на охраняемый объект;
  • принятия решения об отказе или продолжении подготовки преступления на данном охраняемом объекте.

Деятельность по предотвращению преступлений на первой стадии преступной акции в соответствии с Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, объявленным приказом МВД Российской Федерации от 11 августа 1998 года № 490, должна осуществляться криминальной милицией (подразделения по борьбе с экономическими преступлениями  и уголовного розыска) и  заключаться в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступления. Должны быть приняты меры, побуждающие этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной.

Поскольку информационно-поисковая работа преступной группы реализуется, как правило, в зоне охраняемого объекта, она не может осуществляться абсолютно скрытно от сотрудников, обеспечивающих охрану объекта, и персонала, работающего на этом объекте. Поэтому целесообразно на этой стадии привлечение сотрудников милиции к деятельности по предотвращению преступлений, заключающейся в наблюдении и отслеживании признаков готовящегося преступления. На то, что субъекты преступной деятельности занимаются сбором информации, сотрудникам милиции могут указывать следующие признаки:

  • длительное наблюдение  за охраняемым объектом из окон соседних домов, киосков, автомобилей и т.д.;
  • посещение охраняемого объекта лицами с подозрительным поведением, которые могут предлагать заключение сделок на реализацию товара;
  • появление вблизи охраняемого объекта лиц, проявляющих интерес к организации охраны;
  • появление переносных торговых точек вблизи охраняемого объекта на малолюдном участке;
  • проявление излишнего интереса к порядку охраны объекта со стороны рабочих коммунально-эксплуатационных служб, производящих  работы вблизи объекта;
  • попытки устройства на работу людей с криминальным или  неопределенным прошлым;
  • получение сведений о контактах ранее уволенных работников с лицами из криминальной среды, о попытках получения информации, касающейся планировки помещений и коммуникаций охраняемого здания, в жилищно-эксплуатационных управлениях, о  вступлении в контакт членов преступной группы с кем-либо из работников охраняемого объекта;
  • получение информации о фактах прослушивания конфиденциальных сведений на охраняемом объекте (обнаружение специальной звукозаписывающей аппаратуры, приборов для съема информации с телефонных линий связи, аппаратуры для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей, направленных микрофонов и т.д.);
  • обнаружение сотрудниками скрытой фото- или видеосъемки охраняемого объекта;
  • обнаружение исчезновения с охраняемого объекта отдельных приборов или блоков охранной сигнализации, появление на замках следов от пластических материалов;
  • обнаружение иносказательного обращения между сотрудниками охраняемого объекта и посторонними лицами.

При существующей организации деятельности по предупреждению преступлений личный состав ОВД, обеспечивающий охрану объектов, перечисленные признаки подготовки преступления не фиксирует, в системе профессиональной и служебной подготовки к выполнению этих функций не готовится. В результате из-за отсутствия налаженной работы по выявлению признаков подготовки преступления подразделения ОВД лишаются возможности анализа криминологической ситуации вокруг охраняемого объекта и участия в деятельности по предотвращению преступления на этой стадии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector