Парламентский контроль в России

Парламентский контроль в России на федеральном уровне осуществляют обе палаты Федерального Собрания РФ, их комитеты, комиссии, политические фракции и группы, исходя из их компетенции и политических интересов. Контроль проводится в ходе подготовки и принятия законов, постановлений, он осуществляется за исполнением соответствующих статей федеральных законов, в том числе о госбюджете. Поэтому данный вид госконтроля относится к общему законодательному, а также политическому и финансовому, поскольку законодательная работа является важнейшим элементом общей, в том числе и финансовой, политики, проводимой представительными органами власти. К формам парламентского контроля относятся следующие:

— контроль за разработкой, принятием, а в необходимых случаях и за реализацией федеральных законов;

— организация и проведение парламентских (депутатских) расследований;

— проведение парламентских слушаний;

—  заслушивание отчетов, докладов, сообщений, предложений руководителей органов государственной власти, в том числе в ходе “правительственного часа”;

— затребование необходимых документов и материалов по готовящимся и рассматриваемым вопросам в палатах Федерального Собрания РФ, их комитетах и комиссиях;

— направление депутатских запросов руководителям и должностным лицам государственных органов по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с полномочиями Федерального Собрания.

Полномочия Федерального Собрания РФ по реализации контрольных функций осуществляются также в форме дачи согласия Президенту РФ на назначение ряда должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ, проведения контроля при рассмотрении и утверждении указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения, а также в форме депутатского запроса Правительству РФ. Парламентский финансовый контроль ведется и посредством деятельности Счетной палаты РФ.

Вместе с тем федеральный закон, подзаконный акт, регламентирующие осуществление парламентского контроля, полномочия перечисленных субъектов, его осуществляющих, их конкретных функций (за исключением Счетной палаты РФ), не приняты.

Рассмотрим правовые основы правительственного контроля. Контрольные полномочия Правительства РФ определены в названном выше Федеральном конституционном законе “О Правительстве РФ”. В статье 4 данного Закона установлено, что Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. В соответствии со ст. 44 этого Закона Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, в соответствии со ст. 47 образован Аппарат Правительства РФ, а в его структуре — Контрольное управление. Таким образом, в анализируемом нами Законе “О Правительстве РФ” определены два субъекта правительственного контроля: Правительство РФ и его Аппарат.

Здесь уместно отметить, что специальный федеральный орган исполнительной власти по осуществлению и координации контроля в структуре Правительства РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”, не предусмотрен. В этой связи полагаем целесообразным имеющееся в Аппарате Правительства РФ Контрольное управление наделить не только правом контроля, но и координации контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Такое решение не будет противоречить ст. 32 Федерального конституционного закона “О Правительстве РФ” и позволит избежать дублирования, а в конечном счете будет способствовать экономии ресурсных затрат, выделяемых на осуществление контрольных мероприятий Аппаратом Правительства РФ и федеральными органами исполнительной власти. О целесообразности принятия такого решения свидетельствует особенно тот факт, что полномочиями по реализации контрольно-надзорных функций названным Указом Президента РФ наделены все 14 федеральных министерств (они контролируют деятельность находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, т.е. осуществляют внутренний контроль) и 34 федеральные службы (реализуют функции по контролю и надзору в установленной для них сфере деятельности, т.е. осуществляют внешний контроль).

Федеральные агентства (их 24) в данном Указе не наделены контрольно-надзорными функциями. Однако они могут в исключительных случаях указами Президента наделяться функциями по контролю и надзору. О необходимости придания им контрольных полномочий свидетельствует наличие у агентств функций по ведению реестров, регистров и кадастров. Чтобы данные реестров, регистров и кадастров были объективными, обязательно осуществление контроля за реальностью сведений, представляемых различными физическими и юридическими лицами в федеральные агентства. Полагаем актуальным учесть этот вывод при разработке положений о федеральных агентствах, наделенных правом ведения реестров, регистров и кадастров.

В соответствии с положениями рассматриваемого Указа под функциями по контролю и надзору понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами госвласти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

— выдача органами госвласти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам (редакция данного пункта в части, касающейся “конкретных действий юридическим лицам и гражданам” непонятна, возможно, допущена редакционная ошибка);

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов (действие этого пункта в части, касающейся “регистрации актов, документов, прав, объектов”, распространяется на деятельность федеральных агентств, их подразделений). Отметим в этой связи, что осуществление перечисленных действий предполагает изучение и контроль за своевременностью и правильностью представляемых актов, документов, прав, объектов. Вместе с тем агентства, согласно данному Указу, как нами уже отмечалось, не наделены контрольными полномочиями.



Ссылка на основную публикацию